среда, 27 июля 2011 г.

Профцензура: «мирный атом» в каждый мозг)



В настоящее время кроме банальной цензуры со стороны государства и самоцензуры раболепцев, существует ещё и «информационная политика» корпораций. А если это ещё и Госкорпорация…
С возрождением идеи строительства Кольской АЭС-2 отражение в СМИ критического отношения к развитию атомной энергетики сначала резко возросло. Ещё в 2008-м году заявления или акции общественных экологических организаций приводили более чем к десятку публикаций, включая местные печатные СМИ и телевидение. Однако с появлением специализированных PR-центров ГК «Росатом», а также после заключения контрактов об «информационном взаимодействии» ГК «Росатом» с ведущими СМИ, критическая информация и вовсе практически исчезла из традиционных СМИ, переместившись, преимущественно, в более свободную интернет-среду.
Основными партнёрами по «информационному взаимодействию» были выбраны портал «Мурманские Безнес-новости» (http://www.mbnews.ru), являющийся площадкой политической и бизнес-элиты региона, и Телекомпания ТВ-21 (http://www.tv21.ru/), имеющая наибольший охват аудитории в Мурманской области, разумеется, после ГТРК «Мурман» (ВГТРК, http://murman.rfn.ru/). Однако взаимодействие с государственными СМИ не представляет большого интереса для ГК «Росатом», поскольку деятельность госкорпорации и так поддерживается на федеральном уровне.
«Мурманские Безнес-новости»
На портале «Мурманские Безнес-новости» (http://www.mbnews.ru) в 2009-м году количество критических сообщений о Кольской АЭС резко сократилось, а в 2010-м исчезло вовсе. Достаточно сделать поиск по сообщениям на сайтах партнёров ГК «Росатом». Например, из 43-х сообщение о КАЭС за 2010-й год нет ни одного критического сообщения (http://www.mbnews.ru/index.php?searchword=%EA%E0%FD%F1HYPERLINK "http://www.mbnews.ru/index.php?searchword=%EA%E0%FD%F1&option=com_search&Itemid"&HYPERLINK "http://www.mbnews.ru/index.php?searchword=%EA%E0%FD%F1&option=com_search&Itemid"option=com_searchHYPERLINK "http://www.mbnews.ru/index.php?searchword=%EA%E0%FD%F1&option=com_search&Itemid"&HYPERLINK "http://www.mbnews.ru/index.php?searchword=%EA%E0%FD%F1&option=com_search&Itemid"Itemid=). А за последние полтора года (июнь 2009 - декабрь 2010) на данном портале было размещено лишь одно сообщение общественных экологических организаций о Кольской АЭС, и то нейтрального характера: «Беллона-Мурманск» представила новую брошюру «Кольская АЭС: закрывать нельзя продлевать» (http://www.mbnews.ru/content/view/24480/100/) (Более ранние данные невозможно получить из-за особенностей поиска).
Телекомпания ТВ-21.
Телекомпания ТВ-21 и филиал Концерна «Росэнергоатом» - Кольская атомная электростанция с 7 октября 2010 года начали новый телевизионный проект "Мир атома", посвящённый 65-летию атомной отрасли России. http://www.tv21.ru/projects/?pid=16 
За три месяца вышло уже 14 сюжетов, в которых не только ведётся пропаганда атомной энергетики («Ядерная энергетика: будущее государства» http://www.tv21.ru/news/2010/10/07/?newsid=25604), но и дискредитация других источников энергии, в том числе возобновляемых («Как уголь превращается в электричество?» http://www.tv21.ru/news/2010/10/21/?newsid=25949), а также очернение общественных экологических организаций («Мир атома»: эколожь» http://www.tv21.ru/news/2010/12/10/?newsid=27618).
Ещё одним примером пропагандисткой деятельности ГК «Росатом» является демонстрация открытости, в том числе и для интернет-аудитории. Например, в декабре на Кольскую АЭС были приглашены блоггеры Северо-Запада России и Москвы (http://www.tv21.ru/news/2010/12/16/?newsid=27820). А 22 декабря в рамках того же проекта "Мир атома" состоялась онлайн-конференция со специалистами Кольской АЭС на сайте Телекомпании ТВ-21 (http://www.tv21.ru/news/2010/12/17/?newsid=27857). Проанализировав заданные вопросы и выборочные ответы, можно увидеть, с какой легкостью представители атомной станции говорят про горнолыжный комплекс в городе-спутнике Полярные Зори, однако ускользают или попросту игнорируют вопросы о ядерных отходах или о планах по выводу старых реакторов из эксплуатации (http://tv21.ru/forum/index.php?topic=13028.0).
Кроме того, руководство телеканала, видимо, считает, что совместные проекты обязывают их говорить о развитии атомной энергетики только в позитивном ключе. Например, 10 декабря 2010 года после встречи губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко и делегации концерна «Росэнергоатом» вышел сюжет под заголовком «КАЭС-2: безопасно», безо всякого отражения альтернативных точек зрения (http://www.tv21.ru/news/2010/12/10/?newsid=27617).
Другие СМИ.
Ещё одним телеканалом, в эфире которого зрители не увидят критических комментариев по вопросу развития атомной энергетики в Мурманской области, является телеканал ТНТ-Блиц (http://b-port.com/videonews/). Кроме этого, как сообщили в Мурманской областной молодёжной общественной экологической организации «Природа и Молодежь», были случаи, когда уже отснятые сюжеты просто не выходили в эфир по настоянию редактора.
Такие же случаи были зафиксированы в городе Апатиты, где местный телеканал «Альфа-плюс» (http://alfa-plus.info/) не выдавал в эфир критические комментарии Кольского Экологического Центра, входящего в международную сеть экологических организаций по выводу из эксплуатации отработавших свой срок реакторов атомных станций «Декомиссия».
Ещё один случай цензуры произошёл в январе 2010 года на телеканале ГТРК «Мурман» (ВГТРК, http://murman.rfn.ru/). Связан он с сокрытием информации об инциденте (15 января 2010 года на КАЭС взорвался трансформатор) руководством Кольской АЭС. Важно отметить, что в тот же день сообщение об  инциденте было удалено с сайта ГТРК «Мурман» (ВГТРК, http://murman.rfn.ru/).
На сегодняшний день в телеэфире критический взгляд на развитие атомной энергетики можно встретить лишь на городском информационном телеканале «Арктик-ТВ» (http://arctic-tv.ru/), вещающего в кабеле на территории города Мурманска, а также изредка в неравной пропорции на телеканале ГТРК «Мурман» (ВГТРК, http://murman.rfn.ru/) для соблюдения некой видимости объективности. Например, на телеканале ГТРК «Мурман» из нескольких десятков сообщений о КАЭС за 2009-2010 год – только 3 критических сообщения экологов.
Из информационных агентств, старающихся отражать объективную картину по вопросу развития атомной энергетики в Мурманской области, можно отметить открытое интернет-агентство новостей BarentsObserver.com (http://barentsobserver.com/). Выборочные сообщения также можно встретить на лентах Мурманского информационного агентства b-port.com (http://www.b-port.com/) и «Информационного агентства Nord-News» (http://www.nord-news.ru/), а также на интернет-сайте газеты «Комсомольская Правда в Мурманске»/ KP.RUМурманск (http://www.kp.ru/).
Стоит отметить, что исключением являются «атомные» темы, не связанные с развитием «мирного атома». Например, события, связанные с транзитом через порт Мурманск иностранных ядерных отходов освещался практически без ограничений.

                                                                                                                                Виталий  Серветник